Главная » Статьи » газета "Секвенция"

Прощальная симфония

Прощальная симфония.

Композитор Йозеф Гайдн был веселым человеком. Такой же веселой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии – а написал он их больше ста – есть что- то неожиданное, интересное, смешное.

  То он изобразит в симфонии неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы – симфонии эти так потом и назвали: «Медведь», «Курица». То накупит разных детских игрушек – свистулек, трещоток, рожков и включит их в партитуру своей «Детской» симфонии. Одну его симфонию называют «Часы», другую – «Сюрприз» за то, что там, в середине медленной, тихой и спокойной музыки раздается вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чем не бывало, продолжается спокойная музыка.

  Все эти выдумки объяснялись не только веселым характером композитора. Были и более важные причины. Просто Гайдн сочинял свои симфонии, когда этот музыкальный жанр только появился и был в процессе становления. Вот почему этот замечательный композитор столько выдумывал – он пробовал, искал, создавал новый вид музыкального произведения.

  Нам сложно представить, что «отец симфонии», «великий Гайдн», как его называли уже при жизни, был придворным капельмейстером австрийского князя Николо Эстергази, всего лишь его музыкальным слугой. И композитору, которого знала вся Европа, концертов которого ждали в Париже и Лондоне, как праздника, приходилось спрашивать у своего господина разрешения на выезд для устройства своих концертов.

  В контракте капельмейстера Гайдна были оговорены его многочисленные обязанности. В ведении Гайдна

находилась капелла Эстергази – хор, солисты и оркестр. За все неполадки, ссоры и отступления от правил поведения слуг-музыкантов отвечал Гайдн. Он же отвечал и за качество исполнения музыки, так как был дирижером. А еще он должен был сочинять любую музыку по требованию князя.

  Тридцать лет служил Гайдн у Эстергази.

  А теперь история появления «Прощальной симфонии». Музыкантам князя Эстергази долго не давали отпуска и не платили денег. Их «папаша Гайдн» (так его называли многие музыканты) не мог добиться положенного никакими мольбами и просьбами. Загрустили музыканты, а потом стали роптать. Уж на что умел Гайдн ладить со своими музыкантами, а тут и его перестали слушаться – работать и репетировать стало трудно. А князь требовал исполнения новой симфонии на предстоящем празднике. И Гайдн написал новую симфонию. Что это за музыка, князь не знал, да и не очень интересовался – в этом-то он вполне доверял своему капельмейстеру. Но только вдруг оркестранты проявили необыкновенное рвение к репетициям…

  Наступил день премьеры симфонии, который князь и его гости ждали с нетерпением. Зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены инструменты. Выходит «папаша Гайдн» в парадной форме и парике. Симфония зазвучала…

  Все с наслаждением слушают музыку – одна часть, другая… третья… наконец, четвертая, финал. Но тут оказалось, что у новой симфонии есть еще одна часть – пятая и притом медленная, грустная. Это было против правил: в симфонии должно быть четыре части. Но музыка прекрасная, оркестр играет хорошо, и гости снова откинулись на спинки кресел и слушают. Грустит и как будто немного жалуется пятая часть. Вдруг… что такое?

Один из валторнистов отыграл такты своей партии, закрыл ноты, аккуратно сложил инструмент, потушил свечу на пюпитре…и ушел!

  Князь хмурит брови. Гайдн этого не замечает и продолжает дирижировать.

  Льется музыка, и вот уже флейтист, так же, как валторнист, закрыл ноты, потушил свечу и тоже ушел.

  А музыка продолжается. Никто в оркестре не обращает внимания, что уже второй валторнист, а за ним и гобоист спокойно покидают сцену.

  Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах, друг за другом уходят музыканты… Что же Гайдн? Неужели не слышит? Неужели не видит? Видеть Гайдну и правда трудно, так как в то время дирижер располагался лицом к публике и спиной к оркестру. Ну, а слышал-то он, конечно, прекрасно.

  Вот на сцене почти совсем темно – остались только два скрипача. Две маленькие свечки освещают их серьезные лица. Сейчас они доиграют и тоже уйдут.

  Такую удивительную «музыкальную забастовку» придумал выдумщик Гайдн! Конечно, это был протест, но такой остроумный и изящный, что князь даже не возмутился. Музыканты получили отпуск и деньги.

  То, что придумал композитор можно назвать музыкальным намеком, но именно музыкой Гайдн добился положенного для своего оркестра.

  А написанная по такому, казалось бы, случайному поводу «Прощальная» симфония живет и исполняется до сих пор.

 

Галина Левашева.

Категория: газета "Секвенция" | Добавил: Admin (19.12.2014)
Просмотров: 1688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar