Главная » Статьи » газета "Секвенция" |
Прежде чем вы прочитаете разные отклики на этот концерт, несколько строчек о самом композиторе. Айвз (1874-1954) родился в семье военного дирижера. Его отец был неутомимым экспериментатором (например, он поручал двум оркестрам, идущим навстречу друг другу, играть разные произведения.) Эта черта перешла к сыну. Свои первые опусы Айвз написал для военного оркестра (он играл в нем на ударных инструментах), в 14 лет стал церковным органистом. Получив музыкальное образование (с 1894 по 1898 г. Айвз учился в Йельском университете как композитор и органист), он в течение многих лет служил клерком в страховой компании. Большинство произведений этого композитора принадлежит к жанрам оркестровой и камерной музыки. Он – автор пяти симфоний, увертюр, струнных квартетов, сонат для скрипки, пьес для органа, хоров и более 100 песен. Раньше других композиторов Айвз пришел ко многим из современных выразительных средств. От экспериментов своего отца с разными оркестрами идет прямой путь к политональности (одновременному звучанию нескольких тональностей), объемному звучанию и алеаторике (когда музыкальный текст не жестко зафиксирован, а из совокупности элементов возникает каждый раз заново, как бы случайно). А стремление проникнуть в недра звуковой материи привел Айвза к четвертитоновой системе, нераспространенной в классической музыке. Айвз отдал сочинению музыки свыше 30 лет и только в 1922 г. на собственные средства издал ряд произведений. А настоящее «открытие» музыки Айвза произошло только в конце 30-х годов ХХ века. К этому времени он уже не сочинял, а усиливающаяся слепота и другие болезни отдаляли его от внешнего мира. В историю музыки Айвз вошел как самобытный американский композитор, опробовавший многие способы новейшего муыкального письма. Он выработал собственный музыкальный стиль, сочетающий элементы традиционной бытовой музыки с необычными острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для его творчества характерны лиризм и юмор, склонность к философичности содержания. Это мы, собственно, и услышали в произведениях, прозвучавших на концерте. ==================================================================== 24 января мы ходили на концерт, посвящённый современной музыке. А точнее 140-летию Чарлза Айвза. На этом концерте звучали не только его произведения, но и сочинения современных нижегородских композиторов. Больше всего мне понравилась «Соната №6 для скрипки и фортепиано» Екатерины Суворкиной. Это очень задорное и интересное произведение, похожее на джаз. Хотя в серединке звучит протяжная и спокойная музыка. Эта соната построена на контрастах. Для того чтобы показать нарастающую громкость с яростью, Екатерина Суворкина пользуется необычным приёмом: в аккомпанементе звучат ноты в разнобой, потом играющий бьёт ладонями по клавишам рояля, а потом вообще чуть ли не ложится на клавиатуру. Получается очень ярко, неожиданно и интересно. Ещё одно произведение меня заинтересовало: «Плохие решения - и хорошее» из цикла «Карикатуры» Чарлза Айвза. Сначала музыка звучит спокойно, протяжно. Затем резко, быстро и обрывается. Спокойно и протяжно – это плохие мысли, а резко и громко – это хорошие. Очень остроумно! Саша Назарова.
Из исполнителей запомнились гобоист В. Поспелов, пианистка А. Шестерикова и виолончелистка В. Манохина. Когда мы вышли из консерватории на улице мела метель. Она прекратилась так же внезапно, как некоторые сонаты Ч. Айвза. Мы заехали в кафе, где я и моя подружка Полина долго не могли выбрать пирожное и никак не соглашались с тем, что нам предлагали мамы. Пока мы решали, что хотим, кафе закрылось, и мы остались без пирожных. Наше поведение в кафе – замечательная иллюстрация к произведению Ч. Айвза «Хорошие и плохие решения». Вот такая поучительная получилась поездка. Ангелина Воробьёва.
В один субботний вечер
Музыка для меня всегда праздник души, но на этом празднике музыка была необычной, странной, даже загадочной. Некоторые произведения были похожи на бурю, землетрясение, хаос. Такой музыки я раньше не слышал, поэтому сочинения Ч.Айвза оказались для меня сюрпризом. Его музыка унесла меня в непонятный далекий мир композитора. Больше всего из концерта мне запомнились: «Соната №4» для скрипки и фортепиано, «Избранные песни» для голоса в сопровождении фортепиано и «Скерцо» для струнного квартета. «Соната» меня поразила. Музыка была то быстрой и резкой, то становилась печальной или игривой. Я слушал с большим вниманием. А «Избранные песни» были маленькими и заканчивались на самом интересном. Как раз эта незаконченность считается особенностью музыки Айвза. После концерта отголоски услышанного звучали в моей голове. Эта музыка врезалась в мою память и долго не оставляла меня в покое. Я бы еще раз побывал на таком уникальном концерте! Андрей Куделькин
Маленький рассказ, навеянный музыкой Айвза Для него это была какая-то невообразимая какофония звуков, резкая и громкая, так настойчиво бьющая в уши, которая кружит, лихорадочно пронзает весь зал, не давая уцепиться за, должно быть, существующую мелодию внутри всего этого. Галина Марычева
МУЗЫКА – ПОНЯТИЕ СИЮМИНУТНОЕ Вечер консерватории был посвящен композитору ХХ века Ч. Айвзу. Этот удивительный музыкант, новатор, во многом опередивший свое время, и в нашем XXI веке очень современно. Он абсолютно актуален, и подтверждение тому – не только полный зал, не сумевший вместить всех желающих побывать на этом событии, но и произведения молодых нижегородских авторов, прозвучавшие на концерте. Концептуальное, заставляющее задуматься произведение Ч.Айвза (одно из самых известных у него) – «Вопрос, оставшийся без ответа» - вдохновило нашего современника Дениса Присяжнюка на музыкальную реплику-ответ в виде произведения «OMNES SIMUL-II» для флейты, скрипки, фортепиано и инструментального ансамбля. А «Соната №6» для скрипки и фортепиано Екатерины Суворкиной посвящена не какому-то определенному сочинению Ч.Айвза, а ему самому (а также А.П.Чехову, еще одному новатору XX века). Найти собеседника и единомышленника, пусть и сквозь столетие, завязать с ним разговор – счастье для любого писателя, художника, музыканта… И для внимательного слушателя и зрителя, конечно! А вы знакомы с современной академической музыкой? Знаете ли вы, что серьезная музыка не закончилась ни на Рахманинове и Прокофьеве, ни даже на Шнитке? Музыковеды отмечают, что в наши дни происходит невиданный всплеск композиторской активности; множество молодых и не очень молодых авторов прямо в эти самые минуты размышляют о нашей непростой жизни и облекают свои размышления в музыкальную форму. И очень, очень хотят быть услышанными своими современниками! Оксана Анатольевна Кириченко (мама двух учениц нашей школы) | |
Просмотров: 768 | |
Всего комментариев: 0 | |