Главная » Статьи » газета "Секвенция"

Концерт необычной музыки

 Имя Чарлза Айвза довольно известно в музыкантских кругах, хотя сочинения его услышишь не часто. Целый же концерт, посвященный этому композитору, вообще редкость, которую нельзя было пропустить. Основными исполнителями в тот вечер был ансамбль из консерватории «TEMPORE VERSUS», который около года назад выступал в нашей школе искусств с концертом детской музыки. Это было еще одним поводом превозмочь усталость конца трудовой недели и пойти послушать этих энтузиастов исполнения современной музыки.

 Прежде чем вы прочитаете разные отклики на этот концерт, несколько строчек о самом композиторе.

 Айвз (1874-1954) родился в семье военного дирижера. Его отец был неутомимым экспериментатором (например, он поручал двум оркестрам, идущим навстречу друг другу, играть разные произведения.) Эта черта перешла к сыну. Свои первые опусы Айвз написал для военного оркестра (он играл в нем на ударных инструментах), в 14 лет стал церковным органистом.

 Получив музыкальное образование (с 1894 по 1898 г. Айвз учился в Йельском университете как композитор и органист), он в течение многих лет служил клерком в страховой компании.

 Большинство произведений этого композитора принадлежит к жанрам оркестровой и камерной музыки. Он – автор пяти симфоний, увертюр, струнных квартетов, сонат для скрипки, пьес для органа, хоров и более 100 песен.

 Раньше других композиторов Айвз пришел ко многим из современных выразительных средств. От экспериментов своего отца с разными оркестрами идет прямой путь к политональности (одновременному звучанию нескольких тональностей), объемному звучанию и алеаторике (когда музыкальный текст не жестко зафиксирован, а из совокупности элементов возникает каждый раз заново, как бы случайно). А стремление проникнуть в недра звуковой материи привел Айвза к четвертитоновой системе, нераспространенной в классической музыке.

 Айвз отдал сочинению музыки свыше 30 лет и только в 1922 г. на собственные средства издал ряд произведений.

 А настоящее «открытие» музыки Айвза произошло только в конце 30-х годов ХХ века. К этому времени он уже не сочинял, а усиливающаяся слепота и другие болезни отдаляли его от внешнего мира.

 В историю музыки Айвз вошел как самобытный американский композитор, опробовавший многие способы новейшего муыкального письма. Он выработал собственный музыкальный стиль, сочетающий элементы традиционной бытовой музыки с необычными острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для его творчества характерны лиризм и юмор, склонность к философичности содержания. Это мы, собственно, и услышали в произведениях, прозвучавших на концерте.

====================================================================

 24 января мы ходили на концерт, посвящённый современной музыке. А точнее 140-летию Чарлза Айвза. На этом концерте звучали не только его произведения, но и сочинения современных нижегородских композиторов. Больше всего мне понравилась «Соната №6 для скрипки и фортепиано» Екатерины Суворкиной. Это очень задорное и интересное произведение, похожее на джаз. Хотя в серединке звучит протяжная и спокойная музыка. Эта соната построена на контрастах. Для того чтобы показать нарастающую громкость с яростью, Екатерина Суворкина пользуется необычным приёмом: в аккомпанементе звучат ноты в разнобой, потом играющий бьёт ладонями по клавишам рояля, а потом вообще чуть ли не ложится на клавиатуру. Получается очень ярко, неожиданно и интересно.

 Ещё одно произведение меня заинтересовало: «Плохие решения - и хорошее» из цикла «Карикатуры» Чарлза Айвза. Сначала музыка звучит спокойно, протяжно. Затем резко, быстро и обрывается. Спокойно и протяжно – это плохие мысли, а резко и громко – это хорошие. Очень остроумно!
 Вообще концерт был очень интересным, и мне понравились все произведения. Я не знала, что современная музыка такая интересная!

Саша Назарова.

 

В субботу мы ездили в консерваторию на концерт, посвящённый 140-летию со дня рождения американского композитора Чарлза Эдварда Айвза. На концерте звучала необычная музыка Ч. Айвза, Д.Присяжнюка и преподавателя нашей музыкальной школы Екатерины Андреевны Суворкиной. Эти произведения сильно отличаются от привычной классической музыки. Особенно мне понравились песни для голоса в сопровождении фортепиано, которые исполняла вокалистка Анна Лукшина.

Из исполнителей запомнились гобоист В. Поспелов, пианистка А. Шестерикова и виолончелистка В. Манохина.

Когда мы вышли из консерватории на улице мела метель. Она прекратилась так же внезапно, как некоторые сонаты Ч. Айвза. Мы заехали в кафе, где я и моя подружка Полина долго не могли выбрать пирожное и никак не соглашались с тем, что нам предлагали мамы. Пока мы решали, что хотим, кафе закрылось, и мы остались без пирожных. Наше поведение в кафе – замечательная иллюстрация к произведению Ч. Айвза «Хорошие и плохие решения». Вот такая поучительная получилась поездка.

Ангелина Воробьёва.

 

В один субботний вечер

В один субботний вечер мне удалось побывать на удивительном концерте в консерватории имени М.И.Глинки. Концерт был посвящен Чарлзу Айвзу – знаменитому американскому композитору.

Музыка для меня всегда праздник души, но на этом празднике музыка была необычной, странной, даже загадочной. Некоторые произведения были похожи на бурю, землетрясение, хаос. Такой музыки я раньше не слышал, поэтому сочинения Ч.Айвза оказались для меня сюрпризом. Его музыка унесла меня в непонятный далекий мир композитора.

Больше всего из концерта мне запомнились: «Соната №4» для скрипки и фортепиано, «Избранные песни» для голоса в сопровождении фортепиано и «Скерцо» для струнного квартета. «Соната» меня поразила. Музыка была то быстрой и резкой, то становилась печальной или игривой. Я слушал с большим вниманием. А «Избранные песни» были маленькими и заканчивались на самом интересном. Как раз эта незаконченность считается особенностью музыки Айвза.

 После концерта отголоски услышанного звучали в моей голове. Эта музыка врезалась в мою память и долго не оставляла меня в покое.

 Я бы еще раз побывал на таком уникальном концерте!

Андрей Куделькин

 

Маленький рассказ, навеянный музыкой Айвза

Для него это была какая-то невообразимая какофония звуков, резкая и громкая, так настойчиво бьющая в уши, которая кружит, лихорадочно пронзает весь зал, не давая уцепиться за, должно быть, существующую мелодию внутри всего этого.
"Ну кому, черт возьми, это может нравиться?" Он обернулся, желая найти ответ.
Рядом сидела молодая женщина, сжимая тоненькими пальцами программку, завороженно обводя взглядом людей, оркестр, инструменты.
"Все-таки это невероятная музыка. Сложная, острая.… Какая интересная политональная гармония ..."
Немного привыкнув к музыке Айвза, Ему чудилось холодное деревенское утро, отдающее тревогой и запахом сена.
Ей виделся высокий мужчина в черной шляпе, в сигаретном дыму у рояля, в одной из квартир Нью-Йорка.
Когда стихли последние аплодисменты и зрители начали вставать, Он обратился к Ней:
-Замечательная музыка, не находите?
Ее глаза восхищенно блестели.
Так причудливая музыка Чарлза Айвза соединила двоих из разных миров.

Галина Марычева

 

МУЗЫКА – ПОНЯТИЕ СИЮМИНУТНОЕ

Вечер консерватории был посвящен композитору ХХ века Ч. Айвзу. Этот удивительный музыкант, новатор, во многом опередивший свое время, и в нашем XXI веке очень современно.

Он абсолютно актуален, и подтверждение тому – не только полный зал, не сумевший вместить всех желающих побывать на этом событии, но и произведения молодых нижегородских авторов, прозвучавшие на концерте.

Концептуальное, заставляющее задуматься произведение Ч.Айвза (одно из самых известных у него) – «Вопрос, оставшийся без ответа» - вдохновило нашего современника Дениса Присяжнюка на музыкальную реплику-ответ в виде произведения «OMNES SIMUL-II» для флейты, скрипки, фортепиано и инструментального ансамбля. А «Соната №6» для скрипки и фортепиано Екатерины Суворкиной посвящена не какому-то определенному сочинению Ч.Айвза, а ему самому (а также А.П.Чехову, еще одному новатору XX века). Найти собеседника и единомышленника, пусть и сквозь столетие, завязать с ним разговор – счастье для любого писателя, художника, музыканта… И для внимательного слушателя и зрителя, конечно!

А вы знакомы с современной академической музыкой? Знаете ли вы, что серьезная музыка не закончилась ни на Рахманинове и Прокофьеве, ни даже на Шнитке?

Музыковеды отмечают, что в наши дни происходит невиданный всплеск композиторской активности; множество молодых и не очень молодых авторов прямо в эти самые минуты размышляют о нашей непростой жизни и облекают свои размышления в музыкальную форму. И очень, очень хотят быть услышанными своими современниками!

Оксана Анатольевна Кириченко

(мама двух учениц нашей школы) 

Категория: газета "Секвенция" | Добавил: Admin (12.03.2015)
Просмотров: 687 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar